Научно-исследовательская деятельность студентов в условиях цифровой трансформации образования в интересах устойчивого развития
https://doi.org/10.28995/2073-6304-2023-3-8-24
Аннотация
В статье предложено обоснование актуальной трактовки понятий «устойчивое развитие» и «образование в интересах устойчивого развития» в контексте развития риск-ориентированного и практикоориентированного подходов, нашедших отражение прежде всего в учете ESG-рисков в инвестиционной деятельности и появления значительного количества программ подготовки специалистов с ESG-компетенциями. Представлена концептуальная модель содержания образования в интересах устойчивого развития в высшем учебном заведении, положенная в основу цифровой библиотеки по устойчивому развитию МГИМО МИД России и учитывающая наиболее актуальные тренды повестки в области устойчивого развития: ориентация на достижение целей устойчивого развития, предотвращение климатических рисков, низкоуглеродное развитие экономики, ответственное финансирование, ESG-трансформацию. Представлены результаты контент-анализа основных элементов (на русском и английском языках) концептуальной модели образования в интересах устойчивого развития на наиболее популярных у студентов интернет-ресурсах научной литературы: Google scholar, Science Direct, КиберЛенинка, репозитории препринтов и статей по экономике и финансам IDEAS RePEc. Как показывают результаты исследования, в настоящее время в Интернете накоплена значительная база информационно-аналитических материалов по тематике устойчивого развития. Каждый элемент предложенной концептуальной модели обеспечен значительным количеством интернет-источников в виде научных публикаций, что является одним из необходимых условий изучения студентами путей достижения устойчивого развития и проведения учебных и научно-исследовательских работ в данной предметной области.
Об авторах
А. А. АвраменкоРоссия
Андрей А. Авраменко, кандидат экономических наук, доцент
119454, Москва, пр. Вернадского, д. 76
Д. Н. Елизарова
Россия
Дарина Н. Елизарова
115054, Россия, Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 5
Список литературы
1. Абаев и др. 2022 – Абаев А.Л., Архипова Н.И., Иванюшин Д.В. Особенности формирования репутации вуза в условиях применения современных цифровых технологий // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. № 3. С. 8–19. DoI: 10.28995/2073-6304-2022-3-8.
2. Авраменко 2009 – Авраменко А.А. Онтология образования в интересах устойчивого развития: Монография. М.: ГУУ, 2009. 142 с.
3. Алиев, Захарчева 2021 – Алиев Р.А. Декарбонизация мировой экономики как фактор смены стратегий энергетических компаний в XXI в. / Р.А. Алиев, К.С. Захарчева. М.: МГИМО-Университет, 2021. 177 с.
4. Биленко 2019 – Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В. и др. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / Под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Перо, 2019. 98 с.
5. Вишняков, Киселёва 2021 – Вишняков Я.Д., Киселёва С.П. Научная школа «Управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов». М.: Мир науки, 2021. 131 с.
6. Вишняков и др. 1999 – Вишняков Я.Д., Владимиров В.А., Воробьёв Ю.Л. и др. Катастрофы и образование: Монография. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 176 с. Гузь 2020 – Гузь Н.А. Тренды цифровизации высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 236–237.
7. Лаврик, Рыкова 2013 – Лаврик О.Л., Рыкова В.В. Возможности электронной библиотеки ГПНТБ СО РАН для обеспечения исследований в области природопользования и устойчивого развития // Интерэкспо Гео-Сибирь. Международный научный конгресс и выставка. Пленарное заседание: Сборник материалов. [В 2 т.] Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2.
8. Минина 2020 – Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84–101. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106.
9. Рождественская 2015 – Рождественская М.Ю. Репозиторий как реализация идей открытого доступа к научным публикациям: подходы к классификации // Библиосфера. 2015. № 2. С. 86–94.
10. Рау, Yu 2023 – Рау Р., Yu T. A survey on ESG: investors, institutions and firms // China Finance Review International. 2023. Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/CFRI-12-2022-0260.
Рецензия
Для цитирования:
Авраменко А.А., Елизарова Д.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов в условиях цифровой трансформации образования в интересах устойчивого развития. Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право. 2023;(3):8-24. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2023-3-8-24
For citation:
Avramenko A.A., Elizarova D.N. Research activities of students in the context of digital transformation of education in the interests of sustainable development. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. 2023;(3):8-24. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6304-2023-3-8-24