Preview

Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право

Расширенный поиск

Влияние цифровых технологий на организационное развитие предприятия

https://doi.org/10.28995/2073-6304-2021-3-8-20

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрено влияние цифровых технологий на организационное развитие предприятия. Приведена актуальность и необходимость исследования данной тематики в настоящее время. На разных этапах своего развития предприятие сталкивается с определенными трудностями, которые мешают дальнейшему росту и дальнейшему переходу с одной стадии жизненного цикла организации на другую. В отраслях промышленности на предприятиях происходит реинжиниринг бизнес- процессов и даже целых бизнес-моделей для преобразования больших данных и их применения для достижения конкурентного преимущества. Тенденция к цифровой трансформации связанных систем ценностей с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно рассматривать как возможность к организационному развитию предприятия. Предприятия применяют цифровые технологии, такие как IoT-платформы, передовые человеко-машинные интерфейсы, аутентификация и инструменты обнаружения мошенничества, 3D-печать, интеллектуальные датчики, аналитика больших данных и многое другое. Цифровые технологии могут быть выгодными для предприятия за счет экономии затрат, расширения возможностей подключения, большей гибкости и адаптивности к цифровой среде, которая становится все более сложной и конкурентоспособной. В научной литературе существует множество исследований, посвященных изучению организационного развития предприятия. Практически каждая из концепций рассматривает организационное развитие с точки зрения выделения стадий жизненного цикла организаций. Каждое функционирующее предприятие в тот или иной момент своего развития находится на той или иной стадии жизненного цикла организации (ЖЦО). В статье рассмотрены основные стадии роста ЖЦО по модели И. Адезиса и по модели Л. Грейнера и соотнесены стадии ЖЦО по двум концепциям, выявлены возможные проблемы, возникающие на отдельных этапах развития, а также определены потенциальные проблемы и их возможные решения с помощью внедрения и использования на данных стадиях цифровых технологий. Следует отметить, что внедрение цифровых технологий подразумевает глубокие изменения в способах работы взаимодействия внешней и внутренней среды предприятия на всех этапах ЖЦО. Внедрение цифровых технологий может привести к появлению новых бизнес-моделей взаимоотношений между компанией и ее клиентами: клиенты имеют прямой доступ к общению с компанией, что облегчает обмен данными между ними, но в то же время это вынуждает предприятие обращать внимание на свою цифровую репутацию и инвестировать в нее. Выявлено, что внедрение цифровых технологий по мере организационного развития предприятия требует привития цифровой культуры, которая поддерживает это изменение: то есть организационной культуры, пригодной для цифровой трансформации предприятия. Стоит отметить, что для применения цифровых технологий и получения от них выгоды крайне важно, чтобы новые инструменты были понятны, приняты и адаптированы сотрудниками к их повседневной работе.

Об авторе

Е. В. Кунина
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Елена В. Кунина, аспирант

191023, Россия, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21



Список литературы

1. Адизес 2014 – Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций / Пер. с англ. В. Кузина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 512 с.

2. Карлик, Платонов, Кречко 2019 – Карлик А.Е., Платонов В.В., Кречко С.А. Организационное обеспечение цифровой трансформации кооперационных сетей и внедрения киберсоциальных систем // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 5. С. 9–22.

3. Широкова 2007 – Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: Концепции и российская практика. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2007. 480 с.

4. Del Giudice et al. 2019 – Del Giudice M., Scuotto V., Garcia-Perez A., Petruzzelli A.M. Shifting wealth II in Chinese economy. The effect of the horizontal technology spillover for SMEs for international growth // Technol. Forecast. Soc. Change. 2019. № 145. P. 307–316.

5. Greiner 1972 – Greiner L. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. 1972. July-August. P. 37–46.

6. Rajahonka, Villman 2019 – Rajahonka M., Villman K. Women managers and entrepreneurs and digitalization: on the verge of a new era or a nervous breakdown? // Technol. Innovate. Manage. Review. 2019. № 9 (6). P. 14–24.

7. Scuotto et al. 2017 – Scuotto V., Caputo F., Villasalero M., Del Giudice M. A multiple buyer–supplier relationship in the context of SMEs’ digital supply chain management // Production Planning and Control. 2017. № 28 (16). P. 1378–1388.

8. Yunis, El-Kassar, Tarhini 2017 – Yunis M., El-Kassar A., Tarhini A. Impact of ICT-based innovations on organizational performance: the role of corporate entrepreneurship // Journal of Enterprise Information Management. 2017. № 30 (1). P. 122–141.


Рецензия

Для цитирования:


Кунина Е.В. Влияние цифровых технологий на организационное развитие предприятия. Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право. 2021;(3):8-20. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2021-3-8-20

For citation:


Kunina E.V. The impact of digital technologies on the organizational development of the enterprise. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. 2021;(3):8-20. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6304-2021-3-8-20

Просмотров: 251


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6304 (Print)