Проблемы развития цифровых компетенций в области высшего образования с учетом мировых трансформаций (на примере Армении и РФ)
https://doi.org/10.28995/2073-6304-2022-2-29-48
Аннотация
Статья посвящена актуальной сегодня для постсоветских стран теме, имеющей отношение как к развитию интеллектуального человеческого капитала, так и следованию необходимости трансформации высшего образования в период пандемии COVID-19. В статье на основе исследований современных тенденций рассматриваются необходимые сегодня компетенции в сфере высшего образования (ВО), которые могут преобразовывать кризисы в возможности. Цифровые компетенции становятся необходимостью и развиваются не только под диктовку широкого распространения новых цифровых технологий в современной мировой образовательной среде, но и социальных, физических и политических реалий, игнорирование которых приведет к отставанию и потере конкурентоспособности вуза. Одной из важнейших компетенций в текущих реалиях цифровой трансформации общества признана медийно-информационная грамотность, пренебрежение которой может приводить к хаосу в представлениях о мире. Учитывая стоящие вызовы, авторами обозначены важные задачи, стоящие перед сферой высшего образования постсоветских стран, на примере Республики Армения. На основании анализа мировых тенденций, научной литературы и экспертных заключений выявлены проблемы, стоящие перед нашими странами в сфере инновационного преображения образовательной сферы в свободное единое пространство, способствующее развитию интеллектуального человеческого капитала в условиях цифровизации. Помимо прочего, процессы цифровизации и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий делают актуальным вопрос об освоении компетенций медийно-информационной грамотности. В заключение приводятся некоторые возможные шаги для решения стоящих перед системой образования задач. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе, специалистами образовательной сферы и участниками цифровизации с целью совершенствования образовательной политики РА.
Об авторах
П. С. АветисянАрмения
Паркев С. Аветисян, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор
0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123
Н. М. Геворкян
Армения
Наира М. Геворкян, кандидат экономических наук
0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123
М. Р. Тадевосян
Армения
Мери Р. Тадевосян, кандидат филогических наук
0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123
Список литературы
1. Аветисян, Геворкян 2020 – Аветисян П.С., Геворкян Н.М. Свободная образовательная среда – основа интеллектуального человеческого капитала в условиях цифровой экономики // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 2. С. 494–506.
2. Батова 2019 – Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1573–1584.
3. Ицковиц 2010 – Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
4. Константинова, Кудаева 2020 – Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. С. 1055–1072.
5. О’Коннор, Макдермотт 2014 – О’Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2014. 254 c.
6. Уилсон и др. 2012 – Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р., Акьемпонг К., Чун Чи-К. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 200 с.
7. Универсальные 2020 – Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Отв. ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с.
8. Kim 2009 – Kim W. Cloud Computing: Today and Tomorrow // Journal of Object Technology. 2009. Vol. 8. No. 1. P. 65–72.
9. Knight, de Wit 2018 – Knight, J., & de Wit, H. Internationalization of Higher Education: Past and Future // International Higher Education. 2018. № 95. P. 2–4.
10. Perez-Tornero, Varis 2010 – Perez Tornero J.M., Varis T. Media Literacy and New Humanism. Moscow: UNESCO, 2010. 136 p. [Электронный ресурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214678.pd (дата обращения 16 ноября 2021).
Рецензия
Для цитирования:
Аветисян П.С., Геворкян Н.М., Тадевосян М.Р. Проблемы развития цифровых компетенций в области высшего образования с учетом мировых трансформаций (на примере Армении и РФ). Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право. 2022;(2):29-48. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2022-2-29-48
For citation:
Avetisyan P.S., Gevorkyan N.M., Tadevosyan M.R. Problems of development of digital competencies in higher education taking into account world transformations (on the example of Armenia and the Russian Federation). RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. 2022;(2):29-48. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6304-2022-2-29-48