Preview

Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право

Расширенный поиск

Проблемы развития цифровых компетенций в области высшего образования с учетом мировых трансформаций (на примере Армении и РФ)

https://doi.org/10.28995/2073-6304-2022-2-29-48

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной сегодня для постсоветских стран теме, имеющей отношение как к развитию интеллектуального человеческого капитала, так и следованию необходимости трансформации высшего образования в период пандемии COVID-19. В статье на основе исследований современных тенденций рассматриваются необходимые сегодня компетенции в сфере высшего образования (ВО), которые могут преобразовывать кризисы в возможности. Цифровые компетенции становятся необходимостью и развиваются не только под диктовку широкого распространения новых цифровых технологий в современной мировой образовательной среде, но и социальных, физических и политических реалий, игнорирование которых приведет к отставанию и потере конкурентоспособности вуза. Одной из важнейших компетенций в текущих реалиях цифровой трансформации общества признана медийно-информационная грамотность, пренебрежение которой может приводить к хаосу в представлениях о мире. Учитывая стоящие вызовы, авторами обозначены важные задачи, стоящие перед сферой высшего образования постсоветских стран, на примере Республики Армения. На основании анализа мировых тенденций, научной литературы и экспертных заключений выявлены проблемы, стоящие перед нашими странами в сфере инновационного преображения образовательной сферы в свободное единое пространство, способствующее развитию интеллектуального человеческого капитала в условиях цифровизации. Помимо прочего, процессы цифровизации и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий делают актуальным вопрос об освоении компетенций медийно-информационной грамотности. В заключение приводятся некоторые возможные шаги для решения стоящих перед системой образования задач. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе, специалистами образовательной сферы и участниками цифровизации с целью совершенствования образовательной политики РА.

Об авторах

П. С. Аветисян
Российско-Армянский университет
Армения

Паркев С. Аветисян, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор

0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123 



Н. М. Геворкян
Российско-Армянский университет
Армения

Наира М. Геворкян, кандидат экономических наук

0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123 



М. Р. Тадевосян
Российско-Армянский университет
Армения

Мери Р. Тадевосян, кандидат филогических наук

0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123  



Список литературы

1. Аветисян, Геворкян 2020 – Аветисян П.С., Геворкян Н.М. Свободная образовательная среда – основа интеллектуального человеческого капитала в условиях цифровой экономики // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 2. С. 494–506.

2. Батова 2019 – Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1573–1584.

3. Ицковиц 2010 – Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

4. Константинова, Кудаева 2020 – Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. С. 1055–1072.

5. О’Коннор, Макдермотт 2014 – О’Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2014. 254 c.

6. Уилсон и др. 2012 – Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р., Акьемпонг К., Чун Чи-К. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 200 с.

7. Универсальные 2020 – Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Отв. ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с.

8. Kim 2009 – Kim W. Cloud Computing: Today and Tomorrow // Journal of Object Technology. 2009. Vol. 8. No. 1. P. 65–72.

9. Knight, de Wit 2018 – Knight, J., & de Wit, H. Internationalization of Higher Education: Past and Future // International Higher Education. 2018. № 95. P. 2–4.

10. Perez-Tornero, Varis 2010 – Perez Tornero J.M., Varis T. Media Literacy and New Humanism. Moscow: UNESCO, 2010. 136 p. [Электронный ресурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214678.pd (дата обращения 16 ноября 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Аветисян П.С., Геворкян Н.М., Тадевосян М.Р. Проблемы развития цифровых компетенций в области высшего образования с учетом мировых трансформаций (на примере Армении и РФ). Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право. 2022;(2):29-48. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2022-2-29-48

For citation:


Avetisyan P.S., Gevorkyan N.M., Tadevosyan M.R. Problems of development of digital competencies in higher education taking into account world transformations (on the example of Armenia and the Russian Federation). RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. 2022;(2):29-48. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6304-2022-2-29-48

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6304 (Print)