Маркетинговые исследования и цифровая трансформация: вызовы и решения
https://doi.org/10.28995/2073-6304-2023-4-53-63
Аннотация
Статья посвящена оценке роли цифровой трансформации в современном развитии сферы маркетинга и маркетинговых исследований. На основе обзора существующей литературы и опроса экспертов выявлены типы исследовательских технологий, связанные с цифровизацией. Особое внимание уделено развитию онлайн-опросов как базового метода сбора данных в современных маркетинговых исследованиях. Рассмотрена проблема ограничения репрезентативности данных онлайн-опросов и современные решения, позволяющие минимизировать погрешность результатов профессиональных онлайн-опросов
Об авторе
В. Р. ПратусевичРоссия
Виктор Р. Пратусевич, кандидат физико-математических наук, доцент
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Пратусевич 2022 – Пратусевич В.Р. Цифровая трансформация комплекса маркетинговых исследований // Эффективное управление в целях устойчивого развития: IX Сперанские чтения: Cб. ст. М.: РГГУ, 2022. С. 97–103.
2. Akram et al. 2022 – Akram M.S., Malhotra N., Goraya M.A.S., Shareef M.A., Malik A., Lal B. User engagement on global social networks: Examining the roles of perceived brand globalness, identification and global identity // Technological Forecasting & Social Change. 2022. Vol. 181. P. 1–14.
3. Alamӓki, Korpela 2021 – Alamӓki A., Korpela P. Digital transformation and value based selling activities: seller and buyer perspectives // Baltic Journal of Management. 2021. Vol. 16. P. 298–316.
4. Cioppi et al. 2023 – Cioppi M., Curina I., Francioni B., Savelli E. Digital transformation and marketing: a systematic and thematic literature review // Italian Journal of Marketing, 2023. URL: https://doi.org/10.1007/s43039-023-00067-2.
5. Dulloo et al. 2021 – Dulloo R., Singh P., Alvi S. A study on transformation of marketing practices through artificial intelligence // Elementary Education Online. 2021. Vol. 20. P. 2552–2563.
6. ESOMAR 2022 – Global Market Research 2022. Amsterdam: ESOMAR, 2022. 192 p.
7. Gillpatrick 2019 – Gillpatrick T. The digital transformation of marketing: impact on marketing practice & markets // Economics. 2019. № 7. P. 139–156.
8. Granata 2021 – Granata G. The digital evolution of consumer purchasing methods and the impact on retail // International Journal of Academic Research in Accounting, Finance and Management Sciences. 2021. Vol. 10. № 4. P. 1–7.
9. Kaoud 2022 – Kaoud M., El Dine N.A. Digital transformation in marketing through a customer knowledge management approach for startups and SMEs // International Journal of Innovation, Management and Technology. 2022. Vol. 13. № 1. P. 1–7.
10. Leeflang et al. 2009 – Leeflang P.H.S., Bijmolt T.H.A., van Doorn J., Hanssens D.M., van Heerde H.J., Verhoef P.C., Wieringa J.E. Creating lift versus building the base: current trends in marketing dynamics // International Journal of Research in Marketing. 2009. Vol. 26. P. 13–20.
11. Leeflang et al. 2014 – Leeflang P.H.S.,Verhoef P.C., Dahlström H., Freundt T. Challenges and solutions for marketing in a digital era // European Management Journal. 2014. Vol. 32. P. 1–12.
12. Ljepava et al. 2022 – Ljepava N., Selakovic M., Mladenović D. Digital transformation of the marketing research industry in the post-COVID19 era: current trends and future foresights // 4th American University in the Emirates International Research Conference. 22–24 May 2022. Dubai. DOI: 10.13140/RG.2.2.15124.17285.
13. Miklosik, Evans 2020 – Miklosik A., Evans N. Impact of big data and machine learning on digital transformation in marketing: a literature review // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 284–292.
14. Pantano et al. 2019 – Pantano E., Giglio S., Dennis C. Role of artificial intelligence in business transformation // International Journal of Retail & Distribution Management. 2019. Vol. 47. P. 915–927.
15. Piepponen et al. 2022 – Piepponen A., Ritala P., Keranen J., Maijanen P. Digital transformation of the value proposition: A single case study in the media industry // Journal of Business Research. 2022. Vol. 150. P. 311–325.
16. Steenkamp 2020 – Steenkamp J.E.M. Global brand building and management in the digital age // Journal of International Marketing. 2020. Vol. 28. P. 13–27.
17. Vitsentzatoun et al. 2022 – Vitsentzatou E., Tsoulfas G.T., Mihiotis A.N. The digital transformation of the marketing mix in the food and beverage service supply chain: a Grey DEMATEL approach // Sustainability. 2022. Vol. 14. P. 1–30.
18. Ziółkowska 2021 – Ziółkowska M.J. Digital transformation and marketing activities in small and medium-sized enterprises // Sustainability. 2021. Vol. 13. P. 2512–2527.
Рецензия
Для цитирования:
Пратусевич В.Р. Маркетинговые исследования и цифровая трансформация: вызовы и решения. Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право. 2023;(4):53-63. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2023-4-53-63
For citation:
Pratusevich V.R. Marketing research and digital transformation. Challenges and solutions. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. 2023;(4):53-63. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6304-2023-4-53-63