Preview

Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право

Расширенный поиск

Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право

Журнал основан в 1996 г. (выпуск возобновлен в 2006 г.) и за годы своего существования получил известность среди научной общественности. В издании публиковались статьи ведущих российских (Н.И. Архипова, А.А. Дорская, М.Н. Марченко, Ю.Н. Нестеренко, Н.В. Овчинникова, Л.Б. Садовникова, Г.Ф. Ручкина, И.Л. Юрзинова и др.) и зарубежных (Иоахим Петр Фолтыс (Польша), Велико Иванов Жеков (Болгария), Станислав Мраз (Словакия), Гордон Дружич (Хорватия) и др.) исследователей, а также аспирантов, докторантов и соискателей, успешно защитивших диссертации; отчеты о проведении крупнейших международных научных конференций («Проблемы управления безопасностью сложных систем», «Актуальные проблемы управления», «Чаяновские чтения», «Муромцевские чтения»); рецензии на научные монографии, учебники и учебные пособия.

Наименование и содержание рубрик издания соответствуют отраслям науки в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 г. № 59 (в редакции Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 г. № 294, от 16.11.2009 г. № 603, от 10.01.2012 г. № 5, от 20.02.2015 г. № 114): 08.00.00 – Экономические науки, 12.00.00 – Юридические науки.

Тематика журнала сформирована на основании номенклатуры специальностей научных работников. Его особенностью является сочетание материалов как теоретической, так и практической направленности, причем экономические и юридические вопросы рассматриваются комплексно, а многие публикации носят междисциплинарный характер.

Издавая журнал, редакция преследует несколько целей. Во-первых, предоставляет ученым возможность публиковать результаты своих исследований. Во-вторых, привлекает внимание к наиболее актуальным, перспективным и интересным направлениям экономических и юридических наук. В-третьих, старается наладить обмен мнениями между исследователями из разных регионов и государств.

Редколлегия журнала постоянно привлекает новых авторов с аналитическими материалами, научными статьями, рецензиями и отзывами на информационные материалы по фундаментальным и прикладным вопросам экономики и юриспруденции.

Один из основных моментов политики журнала – тщательное рецензирование размещаемых в издании материалов. Для оптимизации процесса отбора все статьи сначала проходят проверку через систему Antiplagiat и только после этого отправляются на рецензирование. Рецензирование и редактирование всех поступающих рукописей редакция журнала осуществляет в соответствии с требованиями к изданию научной литературы. На основании рецензии редколлегия может принять к опубликованию, рекомендовать автору доработать статью или отклонить ее.

Благодаря такой политике журнала нашими авторами являются научные работники и преподаватели вузов из Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья, руководители министерств и ведомств, крупных и мелких предприятий, работники правоохранительных и иных органов, аспиранты.

Текущий выпуск

№ 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

УПРАВЛЕНИЕ 

8-19 8
Аннотация

В эпоху цифровой трансформации меняются бизнес-модели не только коммерческих предприятий, но и вузов, в частности меняется их коммуникационная деятельность. В статье исследуются современные подходы высших учебных заведений к формированию позитивной деловой репутации и управлению репутационными рисками в цифровом медиаполе. Определены ожидания от деятельности вуза различных заинтересованных сторон. Также рассматривается, что ожидают вузы от взаимодействия с партнерами. Рассматриваются возможные точки контакта с целевыми аудиториями с учетом таких понятий, как миссия, бренд, имидж и репутация вуза. Рассматривается активность нескольких ведущих зарубежных вузов в интернет-среде, в том числе в социальных сетях, а также некоторые другие инструменты формирования репутации вуза. Выявлено, что, несмотря на важность и распространенность социальных сетей у ведущих мировых вузов, они не являются единственной точкой контакта с целевыми аудиториями и не имеют решающего значения при формировании репутации вуза. В частности, определено, какую важную роль для имиджа вуза играют издательская и библиотечная деятельности. Рассмотрены репутационные риски вузов в цифровую эпоху. Определена необходимость маркетингового подхода к оценке и формированию репутации вуза.

20-35 5
Аннотация

Технологическое развитие и, как следствие, значительное расширение сферы разработки и применения информационных технологий приводят к увеличению количества проектов в данной области. Помимо этого в настоящее время прослеживается рост их сложности. Особенно это касается цифровых технологий. Подобные обстоятельства требуют от проектных менеджеров решения множества вопросов, главным из которых является выбор методологии, в соответствии с которой будет реализовываться управление. Анализ публикаций показал недостаток литературы по данной проблеме. В большей мере это справедливо в отношении обзора практики проектного менеджмента в условиях повышения цифровизации экономики и увеличения числа инновационных проектов. Попытка привлечь внимание к этой проблеме предпринимается в настоящей публикации.

Анализ практики применения методов управления ИТ-проектами на современных предприятиях РФ позволил выявить причины, обусловливающие трудности применения 6-й редакции Свода знаний по управлению проектами (РМВОК Guide). Так, причины трудностей часто связаны с необходимостью предоставления заказчику предварительного результата в короткие временные периоды, в то время как специфика ИТ-проектов заключается в том, что обозначенные требования зачастую определяются только в процессе их реализации. Поэтому существенной проблемой длительное время являлось общее противоречие между объективно возникающими потребностями организации и наличными возможностями их удовлетворения на основе действующих регламентирующих документов. Подобные проблемы во многом позволяют устранить новации 7-й редакции этого документа. В статье представлены результаты сравнительного анализа указанных редакций данного свода правил, характеризуются изменения, содержащиеся в новой версии, описываются способы их использования в практической деятельности руководителей проектов и участников проектных команд. Кроме того, в работе анализируются общие требования к организации процесса управления проектами, выявляется возможность применения методологии новой редакции Свода знаний по управлению проектами для управляющих проектами в ИТ-сфере.

ЭКОНОМИКА 

36-52 13
Аннотация

В статье анализируются динамика инновационных процессов в современной экономике, факторы, оказывающие влияние на динамику инновационных процессов. В статье анализируются эффективность механизма сжатия инновационного цикла, активность бизнеса в поиске инновационно-приемлемых моделей развития. В статье анализируется стратегия краудсорсинга продвижения инновационных решений развития бизнеса.

53-63 7
Аннотация

В современных условиях исследование проблем коммерциализации инновационной продукции является очень важным процессом, так как в сложившейся экономической ситуации коммерциализация инновации является целью руководства современных организаций и включает ряд организационных, информационных, управленческих и поведенческих решений, направленных непосредственно на трансфер инновации «от науки к бизнесу» экономически эффективным способом в нужное время.

Коммерциализация инноваций выступает ядром инновационной системы государства, так как именно эффективность внедрения инноваций влияет на его экономическое развитие и рост.

Важной становится задача развития инфраструктуры национальной инновационной системы России и разработка механизма, который позволял бы комплексно развивать инновации на протяжении всего их жизненного цикла.

64-74 5
Аннотация

Данный материал посвящен изучению вопроса трансформации из классической в виртуальную форму современного средства массовой информации. Изучение вопроса включает в себя исследование двух основных моментов – выявления причин перехода в новый формат и оценку экономической стороны вопроса. Изучены основные причины перехода, такие как большая аудитория и низкая цена рекламы, произведены сравнения данных параметров у электронных и печатных СМИ. Изменения и трансформации в средствах массовой информации всегда направлены на реализацию ключевых целей – увеличения денежных поступлений и численности аудитории, продвижения бренда и формирования уникального контента, поддержания и повышения уровня конкурентоспособности. Соответственно, оценка экономической целесообразности производится на основе анализа возможности реализации обозначенных целей при изменении формы существования. В качестве базы данных использованы открытые источники и архивы изданий (печатных и электронных) и компании из сферы малого бизнеса.

75-87 13
Аннотация

Cтатья посвящена вопросу современного состояния, особенностей, значений и перспектив развития нефтегазовой отрасли в контексте обеспечения экономической безопасности. Актуальность выбранной темы подтверждается неоднозначным положением нефтегазовой отрасли России в современных условиях и различными мнениями в научном сообществе по ее роли в экономике страны. С одной стороны, нефтегазовая отрасль – основа российской экономики, ее опора. С другой – нестабильность цен на мировых рынках углеводородов, неопределенность курса валют не позволяют в полной мере раскрыть отраслевой потенциал. Критический износ основных фондов также привносит элемент нестабильности в нефтегазовую отрасль, а истощение существующих месторождений приводит к необходимости расширения ресурсного потенциала, что связано с большими инвестициями. Нефтегазовая отрасль – мощная отрасль России, которая существенно влияет на формирование платежного баланса страны и доходов бюджета, обеспечивает поддержание курса национальной валюты и валютные поступления, имеет огромное влияние на все сферы национальной экономики Российской Федерации. В статье особое внимание отводится современному состоянию, особенностям и значимости нефтегазовой отрасли для страны. Также в работе раскрывается суть вертикально-интегрированных компаний. Сделан акцент на анализе состояния нефтегазовой отрасли. Ставится вопрос об изучении основных направлений государственной поддержки нефтегазовой отрасли. К тому же, несмотря на указанные недостатки, на текущий момент именно российская нефтегазовая отрасль отличается значительной конкурентоспособностью на мировом рынке. Таким образом, проведенное исследование позволяет выявить наиболее значимые проблемы на сегодняшний день, следовательно, на основе полученных данных были рассмотрены перспективы развития нефтегазовой отрасли России.

88-100 10
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы финансирования агропромышленного комплекса региона. Анализ мирового опыта государственной поддержки организаций сельского хозяйства, в частности, в США и в Китае, показал значительное отставание России от ведущих зарубежных стран. Предприятиям агропромышленного комплекса России характерны высокая закредитованность при низком уровне рентабельности, длительный финансовый цикл и отрицательный финансовый леверидж. Выявленное сочетание перечисленных факторов говорит о высокой вероятности финансовой неустойчивости и высоком риске финансовой несостоятельности в будущем. При исследовании сельскохозяйственных организаций Московской области, получавших финансирование из федерального и регионального бюджетов, выявлено, что при субсидировании учитываются исключительно производственные показатели и не оценивается влияние государственной поддержки на финансовое состояние сельхозпроизводителей в будущем. На данных сельскохозяйственных предприятий Московской области показано, что увеличение объема субсидирования за счет средств регионального бюджета в 2021–2023 гг. примерно на 10% позволит предотвратить банкротства и улучшит финансовое состояние анализируемых предприятий АПК. Дополнительные бюджетные ассигнования из регионального бюджета предлагается профинансировать за счет внутреннего перераспределения финансовых ресурсов, например, из подраздела «Другие вопросы в области национальной экономики». Дальнейшие исследования будут направлены на разработку модели финансирования агропромышленного комплекса региона России, учитывающей влияние бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций на их финансовое состояние.

101-115 14
Аннотация

В статье представлен критический анализ международного опыта оценки показателей производительности труда, дана характеристика существующих подходов в современной практике. Определено, что ключевым показателем оценки эффективности функционирования экономики, отражающим степень развитости ее производства, выступает производительность труда. Статистически доказано, что высокая производительность труда обеспечивает экономический рост страны и уровень качества жизни населения. А меры, направленные на повышение производительности труда, являются важной частью политики развития национальной экономики. Проведен сравнительный анализ уровня производительности стран ЕАЭС на основе разных подходов. Выделены основные проблемы относительно невысокого уровня производительности труда в странах-членах ЕАЭС, а именно: изношенность основных средств; недостаточный уровень инвестирования в основной капитал; низкая абсорбция инноваций; дефицит высококвалифицированных кадров; неблагоприятные демографические тенденции и т. д. Согласно выделенным проблемам обозначены основные векторы перспективного развития, направленные на повышение производительности труда – развитие человеческого капитала, технологический прорыв, совершенствование институтов и региональное развитие в контексте интеграции стран ЕАЭС.

ПРАВО 

116-132 5
Аннотация

Общепризнано, что право собственности является для общества в целом и для каждого гражданина наиболее значимым вещным правом. Однако методы придания ему свойства публичности не лишены недостатков. Данный факт подтверждает актуальность темы исследования. В статье рассматривается период сирийского кризиса с начала 2011 г. до настоящего времени, в контексте которого объясняется целесообразность введения процедур с целью минимизации ущерба для лиц, чьи права зарегистрированы в реестре недвижимости. Автором сформулированы предложения по внесению изменений в законодательную базу Сирии с целью подготовления правовых решений, которые можно использовать в случае возникновения разного рода чрезвычайных обстоятельств, могущих привести к потере документов, регулирующих режим недвижимости. И также найти решение проблем, с которыми сталкиваются специалисты в работе Реестра недвижимости (на примере сирийского кризиса).

133-142 11
Аннотация

Реформа российского гражданского законодательства, проведенная в 2014 г., затронула и дефиницию «корпорация», которая получила легальное закрепление. Однако проблема правовой сущности и места корпорации в российском гражданском законодательстве остается открытой. В юридической литературе подходы к определению термина «корпорация» далеко неоднозначны. Рассмотрены различные подходы к исследуемому понятию и причины возникновения различий в толковании термина «корпорация» выявлены в зависимости от ее правосубъектного статуса. В статье отмечено, что корпорация в российском законодательстве является родовым понятием для юридических лиц с соответствующими признаками, а не его самостоятельной организационно-правовой формой, а также рассмотрены признаки корпорации (наличие права членства (участия) в юридическом лице и формирование учредителями (участниками) высших управленческих органов). Отмечено, что участники корпорации не только создают новый субъект права, но выражают его волю посредством волеформирующих органов юридического лица. Признаки корпорации определяют, на каких началах и в какой организационно-правовой форме она будет создаваться. При этом участие (членство), объединение лиц выступает системообразующим признаком рассматриваемого типа юридического лица.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.