Перспективы геймификации менеджмента медиаорганизаций
https://doi.org/10.28995/2073-6304-2025-2-8-22
Аннотация
В статье рассматривается проблематика использования перспективного инструментария управления в современных организациях, основанного на геймификации. Геймификация менеджмента связана с инкорпорированием в процессы управления игровых элементов, что формирует эмоциональную и социальную вовлеченность, чувство сопричастности у участников процессов управления. Геймификация и перспективы ее использования рассмотрены на примере медиаорганизаций. Цель исследования – проанализировать сущность геймификации и оценить возможности и перспективы ее использования в системах менеджмента организаций медиаиндустрии. В ходе исследования выявлены сходства и различия геймификации и использования в менеджменте моделей теории игр. Показано, что цифровая трансформация и цифровизация медиаиндустрии создают благоприятные условия для геймификации. Также положительно влияющим на внедрение инструментов геймификации в медиаорганизациях фактором является распространение в этой сфере гибридных бизнес-моделей, которые сочетают традиционную и онлайн-работу.
Об авторах
В. А. ПлотниковРоссия
Владимир А. Плотников, доктор экономических наук, профессор
191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32А
О. А. Шамина
Россия
Ольга А. Шамина, кандидат экономических наук
190000, Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., д. 26
О. А. Шарапова
Россия
Ольга А. Шарапова, кандидат экономических наук, независимый исследователь
191044, Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 13
Список литературы
1. Батоврина 2022 – Батоврина Е.В. Геймификация как технология управления персоналом инновационных организаций // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 95. С. 209–222.
2. Бодрунов 2018 – Бодрунов С.Д. От ЗОО к НОО: человек, общество и производство в условиях новой технологической революции // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 109–118.
3. Вертакова и др. 2019a – Вертакова Ю.В., Головина Т.А., Полянин А.В. Управление бизнес-процессами интегрированных структур на принципах совместного использования цифровых технологий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 4. С. 32–43.
4. Вертакова и др. 2019b – Вертакова Ю.В., Крыжановская О.А., Степанова А.Р. Цифровая трансформация социально-экономических и производственных процессов на основе цифровой платформы интернета вещей // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. Т. 4. № 50. С. 130–135.
5. Гурьянова 2023 – Гурьянова Д.А. Трансформация менеджмента организаций под воздействием современной турбулентности в экономике // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 4 (58). С. 25–29.
6. Жуковский 2010 – Жуковский В.И. Введение в дифференциальные игры при неопределенности: Равновесие по Нэшу. М.: URSS, 2010. 168 с.
7. Зенкевич 2008 – Зенкевич Н.А. К 80-летию со дня рождения Джона Форбса Нэша // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2008. № 4. С. 192–197.
8. Зикерманн, Линдер 2014 – Зикерманн Г., Линдер Д. Геймификация в бизнесе. Как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.
9. Комаровская 2016 – Комаровская Н.В. Эволюция “Homo economicus” // Вестник МГИМО Университета. 2019. № 1 (46). С. 129–142.
10. Курбанов и др. 2018 – Курбанов А.Х., Курбанов Т.Х., Плотников В.А. Феномен социалистического соревнования как инструмент управления ростом производительности труда в период советской индустриализации // Экономическое возрождение России. 2018. № 1 (55). С. 73–90.
11. Муравская, Смирнова 2019 – Муравская С.А., Смирнова М.М. Геймификация: подходы к определению и основные направления исследований в менеджменте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. № 18 (4). С. 510–530.
12. Нейман, Моргенштерн 2024 – Нейман Дж., фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: ЕЕ Медиа, 2024. 708 с.
13. Новиков, Зограбян 2023 – Новиков Р.Ю., Зограбян Е.П. Цифровая трансформация СМИ: вызовы и возможности // Исследования в цифровой экономике. 2023. № 4. С. 102–125.
14. Плотников и др. 2024 – Плотников В.А., Радушинская А.И., Шамина О.А., Шарапова О.А. Анализ рынка медиаиндустрии: состояние, драйверы роста и тенденции развития // Практический маркетинг. 2024. № 11 (329). С. 13–19.
15. Плотников, Харламов 2023 – Плотников А.В., Харламов А.В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 50–58.
16. Плотников, Шамина 2023 – Плотников В.А., Шамина О.А. Печатные СМИ в цифровой экономике // Beneficium. 2023. № 3 (48). С. 21–27.
17. Салихова 2024 – Салихова Е.А. Игровые форматы контента в российских медиа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2024. № 1. С. 3–28.
18. Шамина 2021 – Шамина О.А. Разработка стратегии предприятия печатных средств массовой информации в условиях медиаконвергенции // Журнал правовых и экономических исследований. 2021. Т. 2. С. 203–205.
19. Шарапова 2016 – Шарапова О.А. Элементы игрофикации в создании контента для детей и юношества // Медиасфера: тенденции и перспективы развития: Материалы первой-третьей научно-практич. конф. / Под ред. А.А. Маркова. СПб., 2016. С. 23–25.
20. Sharma et al. 2024 – Sharma W., Lim W.M., Kumar S., Verma A., Kumra R. Game on! A state-of-the-art overview of doing business with gamification // Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198. P. 122988.
Рецензия
Для цитирования:
Плотников В.А., Шамина О.А., Шарапова О.А. Перспективы геймификации менеджмента медиаорганизаций. Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право. 2025;(2):8-22. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2025-2-8-22
For citation:
Plotnikov V.A., Shamina O.A., Sharapova O.A. Prospects for gamification of media organization management. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. 2025;(2):8-22. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6304-2025-2-8-22