Preview

Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право

Расширенный поиск

К вопросу о механизме чрезвычайного правового регулирования и его основных элементах (на примере правовых режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации)

https://doi.org/10.28995/2073-6304-2024-2-147-164

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу положений действующего чрезвычайного законодательства, закрепляющего порядок установления и реализации экстраординарных (особых) правовых режимов. Исследованы акты федерального законодательства, регламентирующего правовые режимы военного, чрезвычайного положения, чрезвычайных ситуаций, противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также регионального законодательства о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (всего – 93 нормативных акта). Отмечено, что законодатель (в особенности региональный) по-разному подходит к вопросу нормативно-правового закрепления предмета регулирования, определения и разграничения оснований введения экстраординарных (особых) правовых режимов, полномочий органов публичной администрации и их должностных лиц, которые обеспечивают реализацию таких режимов. Так, например, в законодательстве о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму и экстремистской деятельности не предусмотрены основания введения соответствующих режимов.

Выявлено несоответствие нормативного содержания законодательных актов субъектов РФ в части закрепления экстраординарных полномочий публичной администрации. В целях устранения неопределенностей в вопросах соотнесения объектов правового регулирования и оснований для введения экстраординарных (особых) административно-правовых режимов обосновывается предложение о необходимости формулирования бланкетных правовых норм, определяющих основания введения экстраординарных (особых) правовых режимов и направленных на обеспечение их реализации. По итогам исследования делается вывод о необходимости приведения в соответствие содержания нормативных правовых актов субъектов РФ, которые наделяют органы публичной администрации и их должностных лиц экстраординарными полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Описываются возможные направления совершенствования законодательства в данной сфере. 

Об авторе

Д. М. Лифанов
Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева
Россия

Дмитрий М. Лифанов

620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21



Список литературы

1. Алексеев 1989 – Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. 288 с.

2. Карпухин 2008 – Карпухин Ю.Г. Армия, правоохранительные органы и религиозная безопасность // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2008. № 5. С. 121–130.

3. Зырянов 2016 – Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. № 4 (232). С. 72–81.

4. Некрасов 2017 – Некрасов С.И. Экстерриториальная компетенция в территориальной организации публичной власти // Lex Russica. 2017. № 1 (122). С. 140–152.

5. Ноздрачев 2017 – Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «Административно-правовой режим» // Журнал российского права. 2017. № 2 (242). С. 98–110.

6. Павловская, Сыряная 2017 – Павловская Е.Ю., Сыряная А.В. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время // БМИК. 2017. № 6. С. 1139.

7. Петрухин 1993 – Петрухин И.Л. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право. 1993. № 2. С. 46–50.

8. Петрянина 2016 – Петрянина О.А. Чрезвычайное положение как особый правовой режим защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4 (36). С. 135–138.

9. Подмарев 2018 – Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1 (77). С. 50–54.

10. Старостин 2000 – Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2000. 33 с.

11. Старостин 2022 – Старостин С.А. Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография. М.: Проспект, 2022. 112 с.

12. Саклаков 1997 – Саклаков П.Н. Административно-правовые режимы, используемые в интересах защиты и охраны Государственной границы. М., 1997. 68 с.

13. Сауляк 2020 – Сауляк О.П. Юридические нормы, содержащие оценочные понятия: теоретические и практические проблемы применения // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2020. № 4 (40). С. 39–45.

14. Трифонов 2023 – Трифонов Г.С. Муниципальное звено региональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях. 2023. № 1. С. 12–17.

15. Чертков 2011 – Чертков А.Н. Конституционно-правовые средства обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации // Российская юстиция. 2011. № 4. С. 7–10.


Рецензия

Для цитирования:


Лифанов Д.М. К вопросу о механизме чрезвычайного правового регулирования и его основных элементах (на примере правовых режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации). Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право. 2024;(2):147-164. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2024-2-147-164

For citation:


Lifanov D.M. On the issue of the mechanism of emergency legal regulation and its main elements (on the example of legal regimes of high readiness and emergency situations). RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. 2024;(2):147-164. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6304-2024-2-147-164

Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6304 (Print)