УПРАВЛЕНИЕ 
В настоящее время в научных публикациях все чаще можно встретить термин ESG (Environment, Social, Governance – в переводе с английского «окружающая среда, общество, управление»). Однако данный термин появился еще в 2004 г. До этого многие исследования были посвящены устойчивому развитию, где, в том числе, рассматривались и по-прежнему анализируются социальные, экономические, экологические факторы влияния на развитие, в том числе региональной экономики. Концепция устойчивого развития получила распространение еще раньше – в 1987 г.
Сегодня принципы устойчивости трансформировались в экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG). С чем связан рефрешмент термина? Соответствие трендам? Либо действительно предпринимательские структуры переориентировались на защиту окружающей среды и социальную ответственность перед обществом? Возможно ли применять ESG-принципы как к публичному, так и к корпоративному управлению? На эти вопросы авторы дают ответы в данной статье.
Первая часть статьи посвящена сущности содержания устойчивого развития в государственном управлении. В частности, раскрыты особенности региональной экономики. Предлагается уточнение понятия «устойчивое развитие региональной экономики».
Вторая часть статьи посвящена ESG-принципам в бизнесе, действиям предпринимательских структур по соответствию своей деятельности вызовам «зеленой» повестки.
В статье рассматривается целесообразность применения концепции корпоративной социальной ответственности в процессе управления организацией, которая предполагает инвестиции в развитие человеческих ресурсов. Предложен шестиступенчатый алгоритм для оценки эффективности мероприятий и вложенных инвестиций, направленных на улучшение качества социального и человеческого капитала.
В статье рассмотрены основные направления развития кадровой аналитики, современные методы для проведения комплексного HR-анализа с применением различных инструментов проведения исследований обратной связи, получаемой от сотрудников. Определено, что ключевыми метриками оценки продуктивности и производительности труда в крупнейших российских компаниях выступают показатели выручки и прибыли на одного сотрудника, отражающие степень эффективности работы персонала как команды. Выявлены основные проблемы, возникающие в процессе внедрения и использования инструментов HR-аналитики в организациях. Отмечается, что цифровая трансформация на российских предприятиях предполагает постепенное внедрение новых современных технологических возможностей, в том числе робототехнических систем, анализ производительности и эффективности которых приобретает особую актуальность и становится новой областью для формирования научных подходов к изучению данной проблемы в сфере HR-аналитики. Согласно выделенным проблемам обозначены основные векторы перспективного развития кадровой аналитики, направленные на повышение производительности труда и развитие человеческого капитала.
ЭКОНОМИКА 
В досанкционный период развития российской экономики задача ее индустриализации вызывала научные и политические дискуссии. Однако проблема организации роста нового качества, открытые экономические войны и санкции только увеличили ее актуальность. Цель исследования сводится к типизации моделей индустриализации российской экономики, которые были бы согласованы с общей задачей стимулирования экономического роста, с учетом накопительного эффекта проводимой экономической политики, который проявляется не только на макроэкономическом уровне, но и при реализации отраслевых правительственных мероприятий. Задачей выступало также теоретическое обоснование накопительного эффекта государственной политики по целям развития. Методология исследования базируется на теории экономического роста и экономической политики, авторской теории реструктуризации хозяйственной системы, предполагает применение эконометрического, таксономического, сравнительного эмпирического анализа. Общий результат проведенного исследования сводится к тому, что, во-первых, введено представление о различных вариантах накопительного эффекта и силе инструментов экономической политики; во-вторых, подтверждена технологическая стагнация в российской экономике, по крайней мере по гражданским производствам, требующая активной индустриализации, сводимой к технологическому переоснащению; в-третьих, получены условия для оценки роста экономики при проведении ее индустриализации, сводимой к росту сектора средств производства, создающего их для собственного функционирования и обеспечения иных видов деятельности. Показана также модель индустриализации как реструктуризации, выделена допустимая деиндустриализация и пассивная индустриализация в зависимости от динамики потребительского сектора. Подтверждена неоднозначность выбора модели индустриализации на теоретическом уровне анализа, что обеспечивает не простой выбор и при разработке соответствующей политики, когда требуется учитывать накопительный эффект. Таким образом, перспективу исследования составляет уточнение конкретных инструментов индустриальной политики по отраслям с идентификацией их текущей и потенциальной силы применения, с точки зрения достижения цели по индустриализации и по росту экономики.
Статья посвящена вопросу оценки климатического законодательства России и разработке подходов к его совершенствованию. Объектом исследования является российская система климатического законодательства. Ставится вопрос о необходимости модернизации отечественного климатического законодательства в соответствии с международным опытом. Актуальность темы статьи обусловлена стратегической значимостью проблемы климатических изменений, в частности – глобального потепления, которое влечет за собой необратимые для всего мира последствия. В работе авторы разрабатывают собственные предложения по совершенствованию отечественного климатического законодательства на основе анализа международной практики. Возможные результаты реализации таких предложений оцениваются на основе разработанной формулы расчета углеродного налога.
Статья посвящена анализу и оценке эффективности применения маркетинговой стратегии в банковской сфере как одного из способов по продвижению банковских продуктов и услуг на финансовом рынке. В статье рассматривается понятие маркетинга конкретизировано для банковской сферы, а также задачи, стоящие перед маркетинговым отделом коммерческого банка. Также проведен анализ специфики банковского маркетинга и выявлено, что в свою основу он включает не только сам факт реализации продукта либо услуги организации, а совмещения сразу и философии, и стратегии данной кредитной организации. Автор делает акцент на исследовании применения маркетинговых мероприятий не только на сам банк как на субъект экономической деятельности, но и на его клиентов, а именно физических и юридических лиц, а также специализированные фирмы, оказывающие маркетинговые услуги. Одной из главных задач статьи ставится сравнение и анализ маркетинговой политики банков с долей участия иностранного капитала и отечественных банков, осуществляющих свою деятельность на территории России, а также выявление тенденций и инструментов маркетинговых коммуникаций, используемых зарубежными кредитными организациями, которые могли бы успешно применяться на национальном рынке.
В статье анализируется влияние финтех на развитие финансовых отношений в России. Дается определение таких категорий, как цифровые финансы, цифровые финансовые активы. Рассматриваются современные инструменты цифровых финансовых активов, впервые появившиеся в стране после принятия ряда федеральных законов.
ПРАВО 
Статья посвящена исследованию понятия «налоговая система» в теоретическом и практическом аспекте с точки зрения ее построения и функционирования, наличия взаимосвязи обязательных элементов и их определения. Автором исследуется соотношение понятий «налоговая система» и «система налогов и сборов», анализируются основные элементы налоговой системы как комплексного института, выделяются базовые и национальные принципы налогообложения, приводятся аргументы для необходимости формулировки определения понятия «налоговая система» и расширения его в толковании. Автор рассматривает возможность выработки дефиниции «налоговая система» на основе анализа существующих точек зрения и практики правоприменения с учетом описанных критериев отнесения к ней отдельных элементов. В статье также выделен еще ряд правовых проблем, которые свойственны налоговой системе не только как организационному механизму, функционирующему в рамках правового поля, но и как институту налогового права.
В рамках настоящей статьи анализируются случаи утраты корпоративного контроля, а также исследуются способы их преодоления. Автор рассматривает нормы законодательства на предмет выявления случаев утраты корпоративного контроля, возникающих при этом рисков, а также способов их преодоления. Автором сделан вывод о значении диспозитивных норм при разработке устава общества и предложено внести изменения в законодательство о корпоративном контроле, отдавая приоритет императивному методу регулирования.