Preview

Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право

Расширенный поиск
№ 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

УПРАВЛЕНИЕ 

8-14 60
Аннотация

В работе приведен анализ стандартных и нестандартных решений в сфере образования. Обозначены тактические и стратегические задачи применяемости ГОС как эталонного уровня образования, необходимого обществу в определенный исторический отрезок времени. Формирование дидактических единиц с учетом требований нового образовательного стандарта может осуществляться двумя путями: сохранение набора дисциплин на основе требований стандарта; полное обновление структур дисциплин.

15-24 62
Аннотация

В статье дается оценка роли социальной рекламы в регулировании общественных процессов. Показано, что на разных этапах исторического развития России необходимость в социальной рекламе была различной. Сложные периоды ломки политического и экономического строя страны, тяжелые кризисы, изменение ценностных устоев общества создавали серьезную угрозу национальной безопасности, порождали эгоизм, жестокость, агрессию, суррогатную культуру потребления. Именно социальная реклама должна была способствовать выработке крепкой социально-культурной основы; осознанию обществом необходимости перемен; воспитанию в человеке чувства гражданской ответственности, в том числе за собственные действия; правовой сознательности; поддержанию гармоничного сосуществования общества и государства. Обосновывается, что сегодня, когда на долю нашей страны выпало серьезное испытание пандемией коронавируса, социальная реклама должна работать на воссоздание цементирующих нацию истинных человеческих качеств – сострадание, милосердие, доброта, на появление новой культуры, предполагающей максимальную заботу о здоровье. Автор показывает изменение отношения бизнеса и населения к социальной рекламе, аргументирует необходимость расширения практики использования социальной рекламы при одновременном повышении ее коммуникативной эффективности

ЭКОНОМИКА 

25-37 53
Аннотация

Для успешной диверсификации оборонных предприятий в связи с сокращением государственного оборонного заказа необходимо внесение существенных корректив в построение их производственной подсистемы с целью развития рыночных компетенций, обязательных для работы на рынке гражданской продукции. Производственная подсистема предприятия представляет собой целесообразно организованную взаимосвязанную совокупность материально-технических средств, технологических и бизнес-процессов, которая во взаимодействии с социальной подсистемой и под контролем управляющей подсистемы обеспечивает создание и доставку ценности потребителю. Исследование показало, что проблемы преобразования производственной подсистемы не сводятся лишь к необходимости устранения отдельных недостатков в их построении или приобретению дополнительного опыта менеджментом оборонных предприятий. Они носят более общий характер и для своего разрешения требуют взаимосвязанного преобразования всей реализуемой модели бизнеса. В статье раскрыты принципы реформирования бизнес-модели оборонных предприятий, осваивающих современные подходы к организации производства для работы на конкурентном рынке.

38-51 103
Аннотация

Актуальность настоящей статьи обусловлена практической целесообразностью изучения зарубежного опыта налогообложения с целью последующего использования в процессе совершенствования отечественного механизма налоговой системы. Существующие различия в нормативных актах налогового законодательства во многих государствах позволяют международным корпорациям использовать разнообразные способы уклонения от уплаты достаточного количества налогов. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) борется с такими налоговыми преступлениями корпораций на протяжении нескольких лет, но не всегда предлагает решения с учетом устранения потенциальных негативных последствий для развивающихся стран. С этой целью в 2013 г. был разработан и в окончательной форме в 2015 г. принят план BEPS, который представляет собой перечень мероприятий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу изпод налогообложения транснациональных компаний. В статье рассмотрены международные проекты, основанные на глобальном мониторинге налоговых служб различных государств и современные тренды развития и совершенствования налогового администрирования в соответствии с требованиями плана BEPS и цифровой экономики. Эти мероприятия представлены в статье как система адаптации налоговой службы к новым способам ведения бизнеса, основанного на развивающейся цифровой экономике. При этом решаются две проблемы адаптации налогообложения. Во-первых, как определить налоговое присутствие в данной налоговой юрисдикции. Во-вторых, какова роль данных и пользователей и их зависимость от нематериальных активов, которые характеризуют новые цифровые бизнес-модели, как и где создается конечный продукт или услуга. В заключение сформулированы рекомендации по организации эффективного и действенного налогообложения участников производственного процесса в условиях цифровой экономики: необходимо ограничить налогоплательщиков от излишних издержек, связанных с налоговым администрированием; введение справедливого подхода к субъектам экономической деятельности с пропорциональной налоговой нагрузкой; способствовать правовой и нормативной определенности; соблюдение принципов свободной конкуренции с отсутствием каких-либо протекционистских мер со стороны государства; смягчение воздействия на страны со слабой экономикой.

52-61 48
Аннотация

В статье дан анализ инициативы Китая под названием Новый шелковый путь, предполагающий стимулирование экономики Китайской Народной Республики посредством ускорения доставки грузов в страны Европы и в целом улучшения транспортной ситуации. Отмечается, что стратегией для России по реализации ее транзитного потенциала могла бы стать оперативная подготовка международных транспортных коридоров на своей территории и эффективная дипломатия по убеждению соседних стран-конкурентов в присоединении к российским проектам, разработка для них предложений по выгодным условиям внешнеторговых отношений и транспортировки товаров через территорию РФ.

62-71 62
Аннотация

В статье проанализирована внешнеторговая политика зарубежных стран и реализация таможенной политики Республики Узбекистан. Проведен анализ методов нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также проекты активного влияния на внешнюю торговлю страны в целях ее адаптации к требованиям мировой экономики. В ходе вступления в ВТО определены основные принципы и даны предложения мер по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан.

72-86 48
Аннотация

Значимым событием для мирового рынка нефти в последние годы стало утверждение Бразилии в качестве крупного нефтеэкспортера. В фокусе настоящей статьи – роль иностранного капитала в развитии бразильского нефтяного сектора в длительной исторической перспективе. Проведенный анализ позволил установить, что, во-первых, всякий раз, когда правительство Бразилии приоткрывало нефтяную промышленность для иностранных инвестиций нефтедобыча с некоторым временным лагом шла вверх. Во-вторых, открытие нефтяного сектора для иностранной конкуренции позитивно сказывается на национальной нефтяной компании Petrobras, которая играет центральную роль в реализации нефтяной политики правительством Бразилии. Доступ к иностранным инвестициям и технологиям и конкурентное давление повышает эффективность национальной нефтяной компании. В-третьих, на протяжении десятилетий условия деятельности для иностранных компаний в бразильском нефтяном секторе периодически менялись в зависимости от ситуации в национальной экономике. В периоды высокой экономической динамики Бразилия вводила ограничения на активность иностранных нефтяных компаний, при ухудшении экономической ситуации и обострении макроэкономических дисбалансов, напротив, правительство шло на либерализацию деятельности иностранного капитала в нефтедобыче. В статье сделан вывод, что в последние пять–семь лет вовлеченность международных вертикально-интегрированных нефтяных компаний в нефтяной сектор Бразилии достигла таких масштабов, что попытка в очередной раз усложнить и ухудшить бизнес-климат для международных инвесторов может обернуться не только экономическими, но и политическими коллизиями.

87-98 47
Аннотация

Для осуществления успешной деятельности на фондовом рынке необходимо постоянное прогнозирование состояния рынка и стоимости ценных бумаг. Помимо основных методов, таких как фундаментальный и технический анализ, используемых для прогнозирования событий на рынке, следует уделить серьезное внимание фрактальному анализу. Исследование показало, что помимо простоты и оригинальности данный метод может учитывать достаточно серьезную составляющую стоимости ценных бумаг – скрытый инновационный потенциал предприятия, который в настоящее время находится на достаточно скромном уровне. Тем не менее при создании определенных условий возможна реализация скрытых характеристик инновационного потенциала предприятий, которые обусловят рост стоимости ценных бумаг и всего фондового рынка. В статье рассмотрены основные свойства и природа фракталов, возможности их применения в экономической среде, а также освещены преимущества фрактального подхода при изучении динамики фондового рынка и стоимости ценных бумаг с учетом скрытого инновационного потенциала предприятий.

99-105 55
Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению создания и текущего состояния свободной экономической зоны (СЭЗ) «Алтанбулаг» в Монголии, являющейся пограничной с Республикой Бурятия РФ. Особое внимание уделено попытке компактно показать текущее состояние данной свободной экономической зоны, государственное регулирование и мероприятия монгольского руководства, а также проанализировать проблемы привлечения иностранных инвестиций. В статье сформулированы предложения по улучшению монголо-российского сотрудничества в данной СЭЗ.

106-111 45
Аннотация

В работе представлена система требований, которым должен удовлетворять инвестиционный проект инновационного типа. Инновационный характер проекта оценивается на основе динамики и ограничения на показатели конкурентоспособности. Интегрированная оценка конкурентоспособности и ее изменения согласованы с изменениями показателей, характеризующих потребительные свойства продукции. Учтена инерционность изменения потребительных свойств по отношению к инвестиционным вложениям. Одним из признаков инновационности является эластичность конкурентоспособности по инвестициям.

112-121 101
Аннотация

В статье представлен анализ негативных тенденций, которые существенно ухудшили качество международного экономического сотрудничества в 2018–2019 гг. Эти тенденции резко обострились в условиях кризиса 2020 г., вызванного пандемией COVID-19. Отмечается, что противоречия и антагонизм между крупнейшими участниками международных экономических отношений носят структурный характер, а институты международного экономического сотрудничества и диалога утратили свою эффективность. Предлагается авторский взгляд на возможности развития международного экономического сотрудничества после кризиса 2020 г.

ПРАВО 

122-133 56
Аннотация

Международная деятельность современных государств имеет многоуровневый характер, в нее включаются регионы, муниципальные образования (местные общины). Швейцария относится к федеративным государствам, в которых кантоны имеют достаточно широкие полномочия. Международная деятельность кантонов представляет научный интерес. Во-первых, они развивают сотрудничество с субъектами Российской Федерации. Во-вторых, имеют большой опыт международной деятельности. В-третьих, в российской науке эта тема недостаточно изучена. Предметом исследования является анализ правового регулирования и механизма государственного управления в сфере международных связей кантонов Швейцарии. Использованы формально-юридический, компаративный и функциональный методы. Источниковая база включает законодательство Швейцарии, конституции кантонов, международные договоры кантонов. Особое внимание уделено практическим аспектам участия кантонов в международных связях, прежде всего с субъектами Российской Федерации. Среди источников использованы данные Министерства иностранных дел, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Новизна исследования видится в выявлении форм международной деятельности кантонов, а также анализе институционального механизма государственного управления в этой сфере. Полученные выводы можно использовать для совершенствования практики государственного управления и координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6304 (Print)